Глава 2
Примеры экспериментальных занятий по медиаграмотности в полевой (практической форме)
Основной задачей при подготовке практических уроков по медиажурналистике является вовлечение обучающихся в образовательные проекты, имеющие измеримые результаты. В качестве такого результата должны выступать медиа продукты, в разработке которых принимают участие обучающиеся под руководством медиапедагога.
Рассмотрим несколько примеров практических занятий по медиаграмотности с выходом в город:
Проект «Составление интерактивной карты арт-объектов ЗАО Москвы» включает в себя несколько занятий. В классе обсуждаются и выбираются арт-объекты для включения в проект. Затем проводится опрос среди активных родителей и учащихся школы, какие арт-объекты в округе знают они. Опрос может быть расширен засчёт привлечения районных групп в социальных сетях. К арт-объектам выезжают учащиеся вместе с медиапедагогом, фотографируют, снимают видео с коротким рассказами о выбранных объектах, при необходимости проводят опросы местных жителей. На основании собранных материалов составляется интерактивная карта с возможностью построения маршрута по выбранным культурным достопримечательностям.
В проекте «Составление интерактивной карты арт-объектов ЗАО Москвы» основные методы преподавания медиаграмотности — пример медиапедагога, поиск и анализ информации на заданную тему, вовлечённое наблюдение, а основные инструменты — отработка навыков интервьюирования, операторского искусства, вёрстки интерактивных страниц.
Занятие «Случайное интервью на улице» служит примеров выработки журналистского чутья на интересные сюжеты. Под руководством медиапедагога ребята выходят на улицу и ищут новостные поводы на вольную тему. Учебная группа состоит из 3-4 человек, включая оператора, осветителя, корреспондента и фотографа. Каждый обучающийся отрабатывает свой перечень компетенций. В результате занятия, после работы монтажёра из числа обучающихся, получаем готовый видеоролик. Здесь основные методы – активный поиск, вовлечённое наблюдение, комбинаторный анализ ситуации.
Ещё один пример практического занятия на улице — «Видеосопровождение уроков по ориентированию на местности». Уроки по некоторым школьным дисциплинам, например по географии или по экономике, также могут проводиться за пределами школы. В таком случае формируется рабочая группа из учителя-предметника, медиапедагога, учеников, изучающих профильный предмет, и ребят, обучающихся медиа-грамотности. В задачу будущих медиажурналистов входит вовлечённая съёмка урока, взятие интервью у участников урока, подготовка образовательного видео на основе урока. Здесь основным методом обучения является вовлечённое наблюдение и предварительный когнитивно-комбинаторный анализ, позволяющий представить образ медиапродукта и фокусировать внимание и видеосъёмку на фрагментах урока, которые наиболее соответствуют этому образу.