объединённая ⚫ редакция
Школьный
бульвар
медиацентр
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1498 "Московская Международная Школа"
Методы проведения занятий по медиаграмотности в городской среде
Медиапедагог

Манченко Дмитрий Николаевич

ГБОУ Школа № 1498

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение

Глава 1. Понятие «медиаграмотность» в контексте преподавания медиажурналистики

Глава 2. Примеры экспериментальных занятий по медиа-грамотности в полевой (практической форме)

Заключение. Основные методы проведения занятий по медиа-грамотности в городской среде



Введение

Приёмы и компоненты медиадисциплин всё шире используются при преподавании в предпрофессиональных классах.

Актуальность работы обусловлена необходимостью находить новые эффективные инструменты и методы преподавания практических тем медиажурналистики. Такие темы, как операторское искусство, выработка навыков свободного интервьюирования, нахождение горячих новостей, требуют серьёзной теоретической проработки, но закрепляются только на практических занятиях.

Специфика некоторых навыков медиажурналистики такова, что полноценно отработать их можно в основном за стенами школы: на улице, в общественных местах или в индустриальных экстерьерах.

Мы провели несколько занятий с выходом за пределы школы:

«Составление интерактивной карты арт-объектов ЗАО Москвы», «Подготовка ток-шоу о слэнге в русском языке», «Случайное интервью на улице», «Видеосопровождение уроков по ориентированию на местности».

Цель: выявить эффективные методы проведения уроков медиа-грамотности в условиях города.

Результат исследования: составления перечня нескольких эффективных методов проведения полевых уроков по медиаграмотности в городской среде.

Глава 1

Понятие «медиаграмотность» в контексте преподавания медиажурналистики

Мы используем понятие «медиаграмотность» в контексте преподавания медиажурналистики в предпрофессионалных классах. Это понятие подразумевает не только владение навыками создания медиапродуктов, но и умение использовать уже готовые продукты для образовательной и социально-культурной деятельности. Узкопрофессиональные аналоги этого понятия в сообществах дизайнеров, например, это «насмотренность», в среде гуманитариев – начитанность. А для будущего медиажурналиста умение увидеть в обычной жизни медиаповоды и воплотить их в медиапродукты и являются основными признаками медиаграмотности.

Таким образом, медиаграмотность в данном контексте – совокупность умений вычленять из окружающего мира явления, которые после применения соответствующих медиаинструментов, становятся эффектными и полезными медиапродуктами.

Получение навыков медиаграмотности наиболее эффективно при их практической отработке.

Глава 2

Примеры экспериментальных занятий по медиаграмотности в полевой (практической форме)

Основной задачей при подготовке практических уроков по медиажурналистике является вовлечение обучающихся в образовательные проекты, имеющие измеримые результаты. В качестве такого результата должны выступать медиа продукты, в разработке которых принимают участие обучающиеся под руководством медиапедагога.

Рассмотрим несколько примеров практических занятий по медиаграмотности с выходом в город:

Проект «Составление интерактивной карты арт-объектов ЗАО Москвы» включает в себя несколько занятий. В классе обсуждаются и выбираются арт-объекты для включения в проект. Затем проводится опрос среди активных родителей и учащихся школы, какие арт-объекты в округе знают они. Опрос может быть расширен засчёт привлечения районных групп в социальных сетях. К арт-объектам выезжают учащиеся вместе с медиапедагогом, фотографируют, снимают видео с коротким рассказами о выбранных объектах, при необходимости проводят опросы местных жителей. На основании собранных материалов составляется интерактивная карта с возможностью построения маршрута по выбранным культурным достопримечательностям.

В проекте «Составление интерактивной карты арт-объектов ЗАО Москвы» основные методы преподавания медиаграмотности — пример медиапедагога, поиск и анализ информации на заданную тему, вовлечённое наблюдение, а основные инструменты — отработка навыков интервьюирования, операторского искусства, вёрстки интерактивных страниц.

Занятие «Случайное интервью на улице» служит примеров выработки журналистского чутья на интересные сюжеты. Под руководством медиапедагога ребята выходят на улицу и ищут новостные поводы на вольную тему. Учебная группа состоит из 3-4 человек, включая оператора, осветителя, корреспондента и фотографа. Каждый обучающийся отрабатывает свой перечень компетенций. В результате занятия, после работы монтажёра из числа обучающихся, получаем готовый видеоролик. Здесь основные методы – активный поиск, вовлечённое наблюдение, комбинаторный анализ ситуации.

Ещё один пример практического занятия на улице — «Видеосопровождение уроков по ориентированию на местности». Уроки по некоторым школьным дисциплинам, например по географии или по экономике, также могут проводиться за пределами школы. В таком случае формируется рабочая группа из учителя-предметника, медиапедагога, учеников, изучающих профильный предмет, и ребят, обучающихся медиа-грамотности. В задачу будущих медиажурналистов входит вовлечённая съёмка урока, взятие интервью у участников урока, подготовка образовательного видео на основе урока. Здесь основным методом обучения является вовлечённое наблюдение и предварительный когнитивно-комбинаторный анализ, позволяющий представить образ медиапродукта и фокусировать внимание и видеосъёмку на фрагментах урока, которые наиболее соответствуют этому образу.

Заключение. Основные методы проведения занятий по медиа-грамотности в городской среде

В результате проведения занятий с выходом за пределы школы

были выявлены некоторые эффективные методы проведения уроков медиаграмотности в условиях города.

Таким методами в нашем случае оказались метод вовлечённого наблюдения, метод когнитивно-комбинаторного анализа ситуации, повторение действий медиапедагога, поиск и анализ информации на заданную тему.

Данный перечень не является исчерпывающим. Применение этих методов доказало свою эффективность при проведение медиауроков на улицах города, но требует дальнейшей теоретической проработки в сторону универсальности применения для преподавания практических аспектов медиажурналистики.