Трехступенчатая система наставничества
Воспитательная практика
Наставничество словно палитра ярких красок, где каждый штрих добавляет новые оттенки вдохновения и уверенности.
Анастасия Хомашко. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
В чём сила трёхступенчатой системы наставничества

Как сделать наших учеников успешными и активными? Именно этот вопрос стал для меня главным.

Главным руководящим звеном всей цепочки становится Советник.
За ним следуют кураторы — это старшеклассники 9–11 классов.
Далее — наставники. Это ученики 6–8 классов, которые передают свои знаниям, умения и навыки учащимся 1–5 классов.
Роль каждого участника
Советник
Ключевая фигура, которая координирует работу на всех этапах.
Этот человек делает следующее:
-наставляет кураторов, помогает им осваивать, улучшать воспитательные и творческие инструменты;
- обеспечивает взаимодействие между кураторами, наставниками и классными руководителями, то есть выполняет роль главного связующего звена;
- сопровождает процессы, мероприятия, проекты, следит за их успешной реализацией.
Кураторы-старшеклассники
Опытные ученики, которые делятся знаниями со средним звеном, показывая всевозможные интересные инструменты взаимодействия для вовлечения в деятельность:
- проводят беседы, мастер-классы, мини-лекции;
- обучают их проводить активные перемены с танцами, песнями, вообще любым видом творчества, особенно, если это сближает детей;
- учат увлекательно реализовывать проекты, организовывать мероприятия;
- делятся своими успехами, такими как участие в «Движении Первых» или конкурсах Департамента Образования.
Наставники – ученики 6-8 классов
Они перенимают знания от кураторов и с увлечением их используют, раскрывая свои сильные и интересные стороны:
- проводят занятия и классные часы для младших школьников;
- организуют активные перемены, помогают формировать у малышей интерес к творчеству, спорту и учебе;
- развивая управленческие навыки, курируют классы, закрепленные за ними, и ведут с ними определенную работу.
Цель взаимодействия кураторов и наставников
Ключевая идея взаимодействия — проект, представленный коллективным трудом, отлаженной работы системы и всех её звеньев.

Кураторы и наставники разрабатывают план работы на месяц с определением промежуточного результата. Запросы наставников – вот основа работы: способности, интересы, умения.
Модели взаимодействия
Результат будет именно потому, что в этой практике задействованы все модели наставничества, которые находятся в тесной связке:
  • традиционная модель, где старшие помогают младшим.
  • групповое флеш-наставничество — работа в командах.
  • реверсивное наставничество — старшеклассники учатся у младших.
Однако самый важный элемент - командное наставничество, где каждый участник вносит свой вклад.

Примеры проектов
В одном из младших классов ученики вместе с наставниками подготовили маршрутную карту путешествия «Летние каникулы от Москвы до Петербурга на поезде/машине».
А в другом классе дети под руководством наставников без помощи взрослых поставили спектакль. Они сами сделали декорации, создали маски героев и написали сценарий.
Премьера спектакля
Результаты
  • повысился уровень вовлеченности учеников в «Движение Первых»;
  • в процесс активно включились родители, помогая детям готовить материалы и проекты;
  • вместе с детьми принимают участие и учителя, которые во многом являются примером для ребят.
Трехступенчатая система наставничества» помогает каждому ребенку раскрыть свой потенциал, понять ответственность за других и почувствовать себя частью большой команды, которая даёт высокие результаты и заряжает энергией!
Анастасия Сергеевна Хомашко
Советник директора по воспитанию